Строительный мусор в законе: готовятся новые правила по обращению с отходами строительства

За год на российских стройках образуется 70 млн тонн строительного мусора. При этом на переработку уходит лишь около четверти от этого объема. Неутешительное для экологии соотношение. Но существовать ему осталось ненадолго — в недрах Минприроды готовят документ, который кардинально изменит эту ситуацию. В нем будут содержаться единые нормы и правила по работе со строительными отходами, которые должны будут уменьшить объем мусора, привозимого на полигоны.

Необходимость в общих правилах назрела давно — хотя субъекты РФ могут сами регулировать порядок обращения со строительным мусором, за прошедшие годы комплексную систему выстроили единицы. В большинстве регионов эта проблема решается точечно и регулируется разрозненными, часто противоречивыми документами. Результат такого подхода хорошо виден в статистике Росприроднадзора: только за 2020 общий объем образовавшегося во время строительных работ мусора достиг 71,3 млн тонн, а на переработку ушло только 15,5 млн тонн (22%).

Поэтому Минприроды совместно с Минстроем взялись за разработку поправок в закон «Об отходах». Эти правки, в числе прочего, будут содержать точные правила, какой именно мусор следует относить к строительному.

Изменения в законе «Об отходах» помогут в реализации федеральной программы «Экономика замкнутого цикла». Согласно ней, к 2024 году доля вторичных ресурсов в отдельных отраслях экономики должна увеличиться на порядок — с менее чем 1% до 10%. Такой скачок за несколько лет невозможен без кардинального пересмотра подхода к обращению с отходами. И строительного мусора это касается в большей мере, чем большинства других отходов, поскольку в этой сфере можно достигнуть очень высокого уровня переработки.

Например, в Европе уже в 2018 году перерабатывали около 90% всего строительного мусора без учета опасных отходов. Внедрение раздельного накопления такого мусора на стройплощадке, а также замена традиционного сноса зданий их демонтажем позволит быстро приблизиться к таким числам и в России.

Кроме того, новые правила позволят навести порядок с вывозом мусора на полигоны. Сейчас по стране немало стихийных свалок, которые создают недобросовестные компании, оказывающие услуги по вывозу строительных отходов. Система контроля таких предприятий, по словам Николая Нещадимова, члена Ассоциации специалистов в области переработки отходов строительства и сноса, выстроена только в Москве и Подмосковье. Благодаря регистрации каждого транспортного средства, который используется для вывоза мусора, система дает возможность контролирующим органам проследить весь пусть каждой машины от точки забора до полигона или перерабатывающего завода. В случае если будет зарегистрировано нарушение правил обращения со строительным мусором, предприятие ждет весомый штраф — до 250 тысяч рублей. 

Кроме предотвращения появления новых стихийных свалок, руководство Московской области активно занимается ликвидацией уже существующих. Только за 2020 год было убрано около 5 тысяч таких свалок, большинство из которых представляли собой именно строительный мусор.

В сфере вторичных строительных ресурсов власти Москвы тоже далеко впереди остальной страны. В частности, они используют технологию «умного» сноса при демонтаже зданий по программе реновации. Она направлена на обеспечение максимального уровня переработки и повторного использования ресурсов, образующихся при сносе объектов. Учитывая, что с момента старта программы было снесено 83 дома, системный механизм по работе с отходами более чем оправдан — он позволяет заметно снизить экологическую нагрузку от выполнения программы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *